Половое воспитание детей дошкольного возраста. Половая социализация
Пол – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).
Полоролевая социализация (ПРС) – это все те целенаправленные и спонтанные воздействия, которые помогают ребенку стать мужчиной/женщиной, приобщают его к принятой в обществе системе половых ролей, взаимоотношений между полами в трудовом обществе и в личной жизни. Это процесс двухсторонний:
– усвоение ребенком, связанное с конкретным полом социального опыта, по мере вхождения в социальную среду, в систему связей между лицами мужского и женского пола;
– активность позиции ребенка, активное воспроизведение индивида системы взаимоотношений полов в коллективной деятельности, общении.
Первичная половая идентичность (осознание половой принадлежности) формируется к 1,5 годам. Осознание себя, как представителя определенного пола является важным. Ребенок учится управлять своим телом, ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка; стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Начинает сравнивать себя с другими людьми. С возрастом содержание и объем идентичности изменяется и включает в себя все более широкий набор мускулинных (мужественных) свойств.
В 3 – 4 года ребенок осознанно различает пол окружающих детей, но часто ребенок ассоциирует признаки пола с внешними признакам (одежда и прическа). Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек (появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы) – сюжетно ролевая игра «Семья».
В 4 – 6 лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу (исключения допускаются в том случае, когда не хватает мальчиков для «мужских» или девочек для «женских», это случается и тогда, когда девочки или мальчики, играя в одиночку вынуждены сами выполнять обе роли). Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики осваивают всю близь лежащую территорию. К 5-ти годам выраженный интерес к анатомическим различиям полов исчезает. Начинают понимать, что когда – то они были другими – маленькими и скоро снова изменятся, вырастут и станут большими, а затем и взрослыми, т.е. начинается процесс личностного времени. Появляются вопросы о детстве родителей.
В 6 – 7 лет дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Усиливается половая дифференцировка (различие) поведения. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Могут появиться увлечения, пылкая влюбленность, причем предметом любви может любой взрослый человек из окружения ребенка. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками, т.е. дети образуют однополые игровые объединения, помогающие еще сильнее осознать половые различия.
Дошкольное детство – это начальный этап ПРС. Полоролевая социализация включает в себя три компонента:
- Когнитивный (включает формирование полового самосознания, куда входит представление о себе, как об индивидууме определенного пола и представление содержания ролевого поведения соответствующего определенному полу).
- Эмоциональный (полоролевые предпочтения, ценностные ориентации типичные для пола ребенка, мотивы и потребности, тесно связанные с развитием качеств мужественности и женственности).
- Поведенческий (усвоение модели поведения типичной для пола).
Половая идентичность, ролевые стандарты, ориентации, предпочтения, приобретенные на начальном этапе ПРС, являются устойчивыми, ложатся в основу дальнейшего развития и становления личности.
На ПРС оказывают влияние все группы факторов, но большое внимание необходимо уделить микрофакторам:
1 фактор: семья – важнейший фактор. Мать и отец являются агентами социализации, влияние которых необходимо для нормального протекания процесса. В семье ребенок усваивает модели поведения Супружеских, родительских ролей.
Американские психологи Э.Маккоби и К.Джекмен выделили несколько типов половой социализации:
1) Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы приспособить их к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек за послушание и заботливость. Поведение, не соответствующее полоролевым ожиданиям порицается (наказывается).
2) В следствие врожденных половых различий, которые проявляются в раннем детстве, мальчики и девочки стимулируют родителей, и тем самым добиваются разного к себе отношения и воспитания. В данном случае степень воспитания является результатом взаимовлияния взрослого и ребенка.
3) Родители обращаются с ребенком исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола:
а) родители стараются научить ребенка преодолевать то, что они считают слабостями пола;
б) родители считают, что любое поведение, естественное для данного пола неизбежно и не стараются его изменить;
в) родители по разному воспринимают поведение мальчиков и девочек и реагируют на такие поступки, которые кажутся необычными для пола ребенка;
г) родительское отношение к ребенку зависит от того, совпадает ли пол ребенка с полом родителя:
– родитель хочет быть образцом своего пола;
– родитель заинтересован в том, чтобы обучить ребенка секретам и магии своего пола, поэтому отцы уделяют большое внимание сыновьям, а матери – дочерям;
– каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять в общении со взрослыми того же пола.
Дети должны отличать состояние родителей понимать их, сочувствовать и понимать если нужно. Твердым отношением в семье должно быть правило: помогать друг другу в выполнении бытовой работы, делать услуги, как взрослым, так и младшим членам семьи.
2 фактор: группа сверстников – агенты ПРС. В группе сверстников ребенку предоставляется возможность реализовать себя как представителя того или иного пола в реальных и игровых ситуациях. В группе корректируются полоролевые установки и модели поведения, установленные в семье. Особенно важна группа сверстников для мальчиков, т.е. в группе мальчиков складываются жесткие, обязательные для выполнения предпочтения и нормативы.
3 фактор: средства массовой информации (СМИ). С 5 – 6 лет в качестве образцов для подражания дети начинают выбирать экранных персонажей, это осложняет ситуацию, поскольку детям свойственно выбирать крайние образцы. Девочки выбирают образцы волшебниц, принцесс, королев; мальчики – агрессивных персонажей, использующих насилие, грубость, дерзость.
Сущность и задачи полового воспитания
Половое воспитание (ПВ) – это комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Это осознанная и грамотная помощь ребенку в его психосексуальном и нравственном развитии.
Полоролевое воспитание – составная часть полового воспитания. В результате его осуществления ребенок – дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой – доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
Половое развитие – результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей – членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников.
Цель полового воспитания (ПВ) – выработка у детей положительных, нравственных качеств, черт характера, установок личности в области взаимоотношений полов, а также потребности руководствоваться ими во всех сферах деятельности.
Воспитывая детей как представителей определенных полов и стремясь к достижению цели полового воспитания, педагоги и родители должны руководствоваться основными принципами в этой работе. В современной психолого – педагогической науке выделяют принципы ПВ:
- высокая духовная направленность;
- комплексность, систематичность и постоянство воспитательных воздействий;
- непрерывность или преемственность;
- постепенность или последовательность;
- достоверность и научность, понятность и ясность (соответствующая возрасту ребенку);
- доверие и чистота;
- «не навреди» и «не стыди»;
- учет круга общения детей и источников информации;
- оптимальное использование всех возможностей.
Задачи полового воспитания
Младший возраст:
– формировать у ребенка умение отделять себя от представителей другого пола;
– формировать систему представлений о маме и папе, мужчине и женщине, об особенности их поведения;
– формировать модели мужского и женского полоролевого поведения (основы этикетной формы поведения определяют правила взаимоотношений);
– формировать умения заботиться о чистоте внешнего вида, аккуратности;
Средний возраст:
– развивать способности идентифицировать себя с представителями своего пола;
– развивать умения соотносить свое поведение с поведением окружающих и адекватно оценивать полоролевое поведение свое и сверстников в рамках возраста;
– создать условия для реализации накопленных знаний о мужском и женском поведении в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;
– воспитывать потребность и умение заботиться о своем здоровье, о чистоте внешнего вида;
– формировать представления о мужских и женских видах деятельности, о профессиях, о внешних и внутренних составляющих мужественности и женственности;
– развивать понимание партнерских отношений с представителями своего и противоположного пола;
– формировать основы гуманного отношения ко взрослым и сверстникам разного пола.
Старший возраст:
– создавать условия для познания ребенком самого себя, для формирования собственного образа «Я»;
– формировать представления о зарождении новой жизни, о механизме деторождения;
– развивать способность и готовность к установлению партнерских отношений со взрослыми и сверстниками;
– развивать коммуникативные умения (умение общаться друг с другом), необходимые в игровых и реальных ситуациях;
– формировать представления о правилах поведения в сложных ситуациях, с незнакомыми людьми;
– формировать навыки личной гигиены.
В ПВ необходимо соблюдать гигиенические условия, для предупреждения полового возбуждения:
– соблюдение режима, т.е. засыпать и просыпаться в одно и тоже время и не залеживаться в постели;
– избегать возбуждающих, раздражающих воздействий на половые органы;
– своевременное ребенком опорожнение кишечника и мочеиспускательного канала;
– избегать ситуации, при которых может развиваться половое любопытство детей;
– избегать бурных сцен с ребенком (радости, похлопывания и т.д.).
Половое просвещение в дошкольном возрасте
Половое просвещение (ПП) дошкольников обеспечивает усвоение детьми минимума знаний о физиологии и анатомии строения мужского и женского организма на основных этапах его развития, о соответствии требованиям гигиены.
Подходы полового просвещения:
– ориентир на проявление у детей интереса к определенным вопросам пола. Взрослый выстраивает свои педагогические воздействия, опираясь на детский интерес.
– опережающее информирование: взрослый, зная закономерности психосексуального развития ребенка, опираясь на зоны развития ребенка, предлагает информацию в небольшом объеме в доступной форме, т.е. взрослый должен идти вслед за ребенком.
Половое просвещение берет начало в возрасте «почемучек», когда ребенка интересует вопросы пола (собственное рождение, различия между людьми, взаимоотношениями). Ребенок в 4 – 5 лет пытается решить первые проблемы «Как я появился» (Взрослый должен четко объяснить ему, что ребенок растет внутри мамы в специальном месте из крошечного семени, которое было всегда). Если ребенок поймет, что его обманули, то авторитет взрослого нарушится. Такие вопросы являются сигналом о переходе на новый этап развития ребенка, о его готовности к воспроизведению подобного рода информации. Это закономерный этап освоения ребенком окружающего мира.
Существуют разные подходы взрослого к детским вопросам:
– взрослый отказывает ему в ответе;
– откладывает ответ, считая, что ребенок еще не готов;
– запрещает подобные вопросы;
– ребенка сознательно вводит в заблуждение, искажая правильность ответа, предпочитая сказки об аистах, капусте…
Результаты специальных исследований доказывают, что половое просвещение в дошкольном возрасте необходимо. Поскольку до 7 лет ребенок должен усвоить достаточный объем информации:
– основные различия полов;
– об устройстве человеческого тела;
– о роли мамы и папы в появлении детей;
– о развитии в организме матери;
– о рождении;
– о первых моментах жизни.
Чем старше ребенок, чем позднее он получит информацию, тем труднее и драматичнее он ее воспримет.
Правила полового воспитания:
- серьезное и спокойное отношение к детским вопросам о поле, как к естественному явлению;
- говорить ребенку правду;
- удовлетворять на доступном уровне любопытство ребенка:
– учитывать возраст (4 – 5 лет – краткий, простой ответ; 6 – 7 лет – необходимы детали, разъяснения, желательна наглядность);
– ориентировать на сам вопрос (в нем уже заложена информация, к какому ответу готов ребенок);
– ответ должен быть лаконичен, доступный для понимания, безболезненный для психики, в спокойном тоне нужно спокойно относиться к обмену информацией между детьми.
Половое просвещение не может существовать без воспитания. Без существующей возрасту достаточной информации нельзя дать правильного полового воспитания.
Методы и приемы полового воспитания
Специальных методов ПВ не существует, а используются основные методы воспитания, которые наполняются специфическим содержанием:
беседа
рассказ;
знакомство с художественной литературой;
пример;
демонстрация (картины, фильмы, передачи, мультики, модели);
наблюдение за поведением окружающих;
упражнения;
поощрения и наказания.
разъяснения;
требование;
демонстрация иллюстраций.
Объединение мальчиков и девочек в сюжетно – ролевых играх с бытовой тематикой, которые отражают мужские и женские роли.
– взрослый вносит соответствующую атрибутику;
– создает проблемно – игровые ситуации;
– обсуждение игры после ее завершения, анализ поведения персонажей, поощрение.
Организация совместных трудовых дел для мальчиков и девочек (парные, групповые, поручения, дежурство, коллективные задания).(Создание атмосферы взаимопомощи, стремление оказать помощь).
– объяснение;
– высокие требования к мальчикам (разъяснить, что они будущие мужчины и им доверили трудную часть работы)
Создание в группе традиций и атмосферы дружбы между мальчиками и девочками: введение правил поведения.
Средний возраст – обсуждение;
Старший возраст – совещание.
Наиболее важными правилами являются, те которые связаны с проявлением мужественности и женственности в поведении детей и отражают нравственный характер поступка. Взрослый должен довести к этим правилам, помочь ребенку научиться уважать в себе будущего мужчину или женщину, а также уважать представителей другого пола.
-