Учитель-дефектолог

Развитие разговорной речи детей при проведении режимных моментов как средство закрепления навыков слово- и фразообразования.

В современном дошкольном образовании считается, что овладение родным языком, развитие речи – одно из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык – средство овладение знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Длительные исследования Л.С. Выготского доказали, что овладение речью не просто что- то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику и деятельность: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

  Фундамент речевого развития закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому так важно в период от 3 до 7лет сформировать основы речи, привить любовь к слову, познанию, общению, творчеству, развивать языковое чутье, задать предпосылки к учебным действиям. В этом возрасте этап освоения речи переходит на качественно новый уровень. Мотивом активного овладения языковыми средствами выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Многие педагоги и родители сталкиваются с тем, что современные дети зачастую с трудом взаимодействуют между собой. Причин тому немало: большинство мальчиков и девочек - единственные дети в семье, привыкли к лидерству, редко общаются со сверстниками вне стен дошкольных учреждений. Если в 60-80 годы прошлого столетия большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком, от этого страдает его речь. А ведь речь, и ее особенности впоследствии становятся одной из ключевых характеристик личности человека: насколько развита культура речи, манеры «говорения», влияние речью на собеседников, все это демонстрирует уровень познаний человека, широту кругозора.

   Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребенка к определенному ритму. Обеспечивают смену деятельности (игровой, учебной, трудовой, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления). Поэтому в часы утреннего приема и во вторую половину дня, на прогулке организую беседы на различные темы: «С кем ты пришел или приехал в детский сад», «Времена года», «Моя семья», «Транспорт», «Как я маме помогаю», где разговариваю с детьми о их настроении, закрепляю знания о семье, домашнем адресе, транспорте, о любимой игрушке. Лучше стараться сделать диалог в ненавязчивой форме, включая в разговор как можно большее количество детей. Если замечаете воспитанника, который стоит в стороне, то незаметно для него используйте какую – либо игрушку, тем самым вовлекая его в беседу, чтобы ребенок смог пойти на контакт не только с воспитателем, но и со своими товарищами. Такие игровые моменты позволяют отвлечь ребенка от тревожных моментов (утреннего расставания с мамой), а игрушка вызывает у него доверительные отношения. Беседы с детьми в процессе режимных моментов обеспечивают прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях. Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок.

   Игра развивает язык, а язык организует игру. Поведение ребенка в игре, его активность - показатель уровня речевого развития. Наблюдая за играми, обнаружила, что дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными. Подбирайте такие варианты дидактических игр и упражнений, в которых дети бы смогли активно обогатить свой словарь, пополнить знания об окружающем для дальнейшего отражения в играх, сформировать правильное звукопроизношение: «Кому что нужно для работы?», «Для чего нужна эта вещь?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Назови три предмета», «За покупками в магазин».

  Работа над звукопроизношением и культурой речи, правильным построением предложений (простых и сложных) проводится не только в организованной образовательной деятельности, но и продолжается в самостоятельной игровой деятельности. При этом соблюдается принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом (содержанием) к самостоятельным. Например, вначале вместе с детьми намечайте содержание и ход игры «Автобус». Дети строят из стульчиков автобус, я беру на себя роль водителя, дети – пассажиры. Водитель объявляет остановки, например: магазин «Супермаркет». Воспитанник, который правильно рассказывает, что можно купить в этом магазине, выходит на этой остановке. Поиграв несколько вариантов с воспитателем, дети затем действуют самостоятельно. При организации сюжетно-ролевых игр создайте условия необходимые для повышения речевой активности с учетом их возможностей. Обращайте внимание на то, чтобы дети не повторяли за своими сверстниками, а старались придумывать свои варианты ответов. Так участвуя в игре, направляйте действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное, побуждайте к высказываниям. Например, в «Супермаркете» дети покупают только йогурт, и его осталось очень мало. Спрашивайте: «Какие молочные продукты есть еще в магазине?», «Можно ли купить, например, сметану, сыр или кефир?», «Советую позвонить на базу и заказать больше йогурта». Таким образом, в результате проведенной работы значительно расширяется словарь дошкольников, обогащаются представления об окружающей действительности, появляется интерес к игровой деятельности, их игровые действия сопровождаются речью, причем не только в виде отдельных слов, но и распространенных предложений.

   Регулярно организовывайте по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекайте ребят к загадыванию и отгадыванию загадок. В вечернее время побуждайте детей к рассказыванию сказок по их выбору. Это привлекает внимание детей, и то, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игр-драматизаций откладывается в памяти, запоминается без напряжения.

   Во время приёма пищи в столовой можно привлекать внимание детей к посуде, которая расставлена. Можно рассмотреть и назвать ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами. Беседу с детьми можно продолжить, когда они сядут за столы, но еще не кушают, спрашивая, как мы должны сидеть за столом? Как мы должны кушать?

Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметными и обобщающими понятиями одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым.

   На прогулке рекомендую проводить наблюдения за живой и не живой природой. После нескольких наблюдений можно составить рассказ или придумать сказку про объект наблюдения. Такие сказки дошкольники могут составлять о чем угодно: солнышке, насекомых, деревьях.

  Для развития связной речи рекомендую регулярно разговаривать с детьми, побуждать их к самостоятельному речевому общению со взрослыми и сверстниками, которых они видят в детском саду. Например, выйдя на прогулку, мы встречаем дворника, который выполняет какую-либо работу. Дети сами, без напоминания воспитателя здороваются с ним, спрашивают: что он делает. Если дети задают интересующие их вопросы, то воспитатель помогает дворнику составить правильный рассказ. Иногда можно остановить рассказ взрослого на интересном месте, с целью умения дошкольников самостоятельно поразмышлять и придумать свое продолжение. С интересом выслушав ребенка, необходимо побуждать его к развернутым высказываниям. Не делать замечаний по поводу ошибок, а лучше повторять за ним его высказывание в скорректированной правильной форме и задать вопрос, который требует употребления этой же формы.

  Если у многих детей в группе не выработалось четкое звукопроизношение организуется индивидуальная работу во второй половине  дня используя чтение стихов, потешек, песенок с использованием игр с пальчиками, кистями рук. Одному ребенку можно предложить рассказать потешку немного громче обычного, другому вполголоса, третьему- с обычной громкостью, и наконец, шепотом, как бы по секрету. Например:

 Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папа,

Этот пальчик-мама,

Этот пальчик- я,

 Вот и вся моя семья!

  Данная работа создает благоприятный эмоциональный фон, способствующий развитию умения слушать и понимать содержание, формировать навык правильного звукопроизношения и вырабатывать хорошую дикцию.

   При создании какой – либо речевой ситуации важна установка на развитие ребенка, что предполагает организацию окружающего пространства. Перед прослушиванием текста художественного произведения, которое запланировано во вторую половину дня, необходимо чтобы дошкольник был уже внутренне и психологически подготовлен к последующей деятельности, т.е. к обсуждению прочитанного. Т. к. с литературным текстом знакомство происходит на слух, уделяйте  особое внимание выразительному чтению текста, делайте логические ударения в нужных местах, соблюдая необходимые паузы, а также подбирайте красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать новый текст. Если сказка знакома детям, читайте без наглядного сопровождения. Во время чтения выделяйте, оттеняйте наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Для того, чтобы они стали достоянием детской речи, предоставляю детям возможность произнести, проговорить их. Например: начинайте фразу, а дети заканчивают: «Кот лапкой слезы утирает, а петушок…? («Крылышком подбирает»). Такое чтение учит детей слушать сказку, рассказ и следить не только за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям.

  При подготовке к празднику воспитанники разучивают стихи. Начальным этапом является знакомство с ними, чтение стихов воспитателем так, чтобы каждый ребенок проникся его настроением. Важную роль при заучивании стихов играет беседа по их содержанию. Она помогает дошкольнику осмыслить и запомнить последовательность событий, их взаимосвязь, ускользающую, как правило, от внимания детей, красоту и своеобразие поэтического языка. При заучивании стихотворения ребенок часто утрачивает интонацию, поэтому и предусмотрена возможность повторять стихи в свободной игровой деятельности, отрабатывая выразительность чтения. Рассказывая стихотворение наизусть, ребенок нуждается в помощи воспитателя. В этом случае он подсказывает воспитаннику тихо, чтобы слышно было только рассказчику.

   Проверить, помнят ли дети произведения, позволяют литературные викторины. Дети узнают книги по обложкам, рассказывают, к какому произведению выполнена иллюстрация, о чем она, называют произведение, из которого зачитан отрывок. Заканчивается викторина чтением и рассказыванием по заявкам ребят. Формирование у дошкольников представления о художественной литературе способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными более внимательно относиться к своей речи, к речи других. Все это облегчает дальнейшее усвоение родного языка, благоприятствует воспитанию культуры речи.

    Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произведения. Продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе и успех в этой работе может быть, достигнут только при тесном контакте педагогов и родителей.

 

 Источник: http://ds65.detkin-club.ru/editor/404dee.doc

свернуть

Игры, способствующие интеллектуальному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста (готовности к школьному обучению).

 

На занятиях в старшей группе могут использоваться всевозможные игры (дидактические, игры с правилами, сюжетно-ролевые). Игры можно проводить как в форме соревнований, так и без соревнования. Большое значение уделяется содержанию игр, поскольку через них развиваются психические функции ребенка: мышление, память, внимание, речь и т. д. Прекрасным игровым материалом являются народные игры, которые способствуют психическому развитию детей.

 

  1. Логические игры

 Составь загадку

 Эта игра основана на известной психологической методике «4-й лишний». Экспериментатор предлагает испытуемому 4 картинки, среди которых три можно отнести к какой-то одной группе предметов или живых существ, а четвертую к этой группе отнести нельзя, и потому ее надо исключить. Например, 4 картинки: кастрюля, сковородка, чайник, стул. Три картинки (кастрюля, сковородка, чайник) можно объединить в одну группу, так как это – посуда, стул в эту группу предметов включить нельзя, потому что он к посуде не относится, следовательно, картинку «стул» надо исключить как неподходящую к остальным.

Сначала с детьми проводится в виде игры на отгадывание загадок непосредственно методика «4-й лишний» (но желательно на другом стимулом материале). При этом преследуется цель – развить у ребят эмпирическое обобщение, то есть научить их классифицировать предметы по основным существенным признакам, или подводить под общее понятие. Обучаясь этой игре, сделанной из лото, дети знакомятся с такими общими понятиями, как «мебель», «посуда», «транспорт» и т. д. После того, как с этим вариантом игры все справятся хорошо, предлагается другой вариант, заключающийся в том, что ребята самостоятельно должны составить «загадку» на исключение четвертого лишнего. Все игроки разбиваются на пары, и каждый для другого составляет свою «загадку», причем по условиям игры требуется не просто исключить лишний предмет, но и объяснить свой ответ. Если ребенок затрудняется это сделать, то ответ и объяснение дает тот, кто придумал «загадку».

Второй вариант игры позволяет лучше освоить процесс эмпирического обобщения, так как требуется не просто решение предложенной задачи, а самостоятельное составление таковой, что гораздо сложнее.

Игра проводится в виде соревнования.

 

 Составь рассказ

 Перед детьми раскладывается серия последовательных картинок в неправильном порядке. Играющим предлагается установить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ.

 

 

  1. Игры, развивающие фонематический слух

 Эхо

 Перед игрой взрослый объясняет детям, что такое эхо. «Вы слышали когда-нибудь про эхо? – спрашивает он. – Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если вы попадете в горное ущелье и скажете: "Здравствуй, эхо!" – то оно ответит вам так же: "Здравствуй, эхо!" – потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого рассказа детям предлагают поиграть в игру, в которой они по очереди будут исполнять роль эхо, то есть они должны будут в точности повторять любой звук, который услышат.

В качестве материала воспроизведения предлагаются отдельные звуки, звукосочетания, слова и целые фразы.

 Расколдуй слово

 Эта игра применяется для развития фонематического слуха и облегчает обучение звуковому анализу слова. Ведущий группу рассказывает детям сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит. Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его. После сказочного вступления и условий игры ребятам объясняют, что такое звук, чем он отличается от буквы, и приводят несколько примеров звукового анализа. Затем дети распределяют между собой роли. Злой волшебник должен быть один, а спасителей слов может быть несколько. По ходу игры участники меняются ролями.

Трудность предлагаемых для «расколдовывания» слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: «пол», «кот», «кит», «каша» и т. д. Все звуки слова должны произноситься ведущим очень четко, а гласные даже тянуться.

Эта игра проводится не в виде игры-соревнования, а как обычная сюжетно-ролевая игра. Как правило, ребята в ней с увлечением и азартом производят звуковой анализ слов, который в виде учебного задания им недоступен и неинтересен.

Много игр, способствующих развитию фонематического слуха, можно найти в книгах Е. А. Бугрименко и Г. А. Цукерман (1987, 1994).

  1. Игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка

 Краски

 Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится: «Тук-тук!»

– Кто там?

– Покупатель.

– За чем пришел?

– За краской.

– За какой?

– За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси» или «Скачи на одной ножке по голубой дорожке». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется.

 Ловля рыб

 Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии нескольких шагов. Одна группа – рыболовы (их меньше), другая – рыбы. В начале игры между ними происходит разговор:

– Что вы вяжете? – спрашивают рыбы.

– Невод, – отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.

– Что вы будете ловить?

– Рыбу.

– Какую?

– Щуку.

– Ловите!

Рыбы поворачиваются ибегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба.

 Цветы

Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка (роза, лилия, нарцисс и т. п.). Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Он вызывает какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет название какого-нибудь другого цветка, участвующего в игре. Убегает названный цветок.

Птицы

Играющие по считалочке выбирают хозяйку и ястреба, остальные – птицы. Хозяйка тайком от ястреба лает название каждой птице: кукушка, ласточка и т. д. Прилетает ястреб. У него с хозяйкой начинается перекличка:

– За чем пришел?

– За птицей.

– За какой?

Ястреб называет, например, кукушку. Она выбегает, ястреб ее ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не поймает всех птиц.

 Путешественник

 Выбирают путешественника. Участники игры садятся вкруг. Один лишь путешественник остается в центре круга. Сидящие по кругу тихо, так, чтобы путешественник не слышал, выбирают для себя наименование знакомых городов или местностей. Путешественник вслух называет города, откуда и куда ои хочет поехать. Например: «Я путешествую из Риги в Москву». Участники игры, выбравшие эти названия городов, встают и меняются местами. Путешественник старается занять одно из освободившихся мест. Тот, кто останется без места, продолжает путешествие, то есть становится путешественником.

Земля, вода, огонь, воздух

 Выбирают водящего, и играющие становятся вокруг него. Водящий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если он сказал слово «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово «воздух» – названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

 У Мазаля

 Участники игры по считалке выбирают деда Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, какие движения будут ему показывать, имитируя определенные действия. Затем идут к Мазалю и говорят:

– Здравствуй, дедушка Мазаль, С длинной белой бородой,

С карими глазами, С белыми усами!

– Здравствуйте, детки! Где вы были?

Что делали?

– Где мы были, Вам не скажем,

А что делали – покажем!

Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазаль отгадает, что они задумали, то играющие разбегаются, а дед ловит их. Тот, кого он поймает, становится новым дедом Мазалем.

  1. Игры, развивающие внимание и память

 Исчезнувший предмет

 На столе ставят несколько небольших игрушек. Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем они отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам игры отгадать, какой предмет исчез.

Детям, для которых эта игра окажется трудной, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

 Что изменилось?

 На столе ставят несколько небольших игрушек. Играющим предлагают запомнить, что и в каком порядке находится на столе. Затем они отворачиваются, а ведущий меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе.

Тем детям, для которых эта игра окажется трудной, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.

 Найди различия

 Перед детьми кладут две картинки, кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, но имеющие существенные различия. Играющие должны найти эти различия. Выигрывает тот, кто найдет больше различий.

 Зашумленные картинки

 Перед играющими кладут картинку, представляющую собой хаотично переплетенные линии. Но за этими линиями скрыто изображение, которое надо найти.

 

Среди игр, способствующих развитию внимания и памяти, можно выделить большую группу игр с фантами.

 Примечание. Фантом называется любая мелкая вещь: игрушка, ручка, карандаш и др. Все участники игры имеют по несколько фантов. Проигранные фанты отдаются водящему в игре, который хранит их у себя  до момента«выкупа»фантов. Под«выкупом»понимаются какие-то действия играющего, которые он должен совершить по просьбе других детей. В случае отказа выполнить требуемое действие фант остается у водящего.

 Черный, белый не берите, «да»и«нет» не говорите

 Выбирают водящего. Он обходит играющих и говорит:

 Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

 После этого он ведет с участником игры беседу, задавая разные провокационные вопросы с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «черный», «белый», «да», «нет». Тот, кто сбился, отдает водящему фант.

Почта

 По считалке выбирают водящего-почтальона. Он начинает перекличку с игроками:

– Динь, динь, динь!

– Кто там?

– Почта!

– Откуда?

– Из города...

– А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают, рисуют и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. А затем начинают «выкупать» фанты.

  Летит–нелетит

 Эта игра проходит за столом. По считалке выбирают водящего. Играющие кладут на стол пальцы. Водящий называет птиц, зверей, насекомых, цветы п т. д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего – платит фант. В конце игры фанты «выкупаются».

  1. Игры, развивающие моторику ребенка

Палочки

 Палочки рассыпают на столе. Участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, неосторожно выбирая палочку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто из играющих взял больше палочек, тот ивыиграл.

 Дорожки

 На земле проводят разные по форме линии – это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно, точно наступая на линию, не мешая друг другу ине наталкиваясь на впереди бегущего.

 Колечко

Выбирается водящий. Играющие стоят в шеренгу, держа руки впереди лодочкой. В руках у водящего лежит небольшой блестящий предмет (колечко, фантик из фольги). Водящий идет вдоль шеренги и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

 Я иду, иду, илу,

Всем колечко вам кладу,

Ручки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте!

 Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом отходит иговорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а остальные дети должны постараться задержать его.

  1. Игры, развивающие ориентацию в пространстве

 Зазеркалье

 Цель игры: научить ребенка правильно воспринимать зеркальное отражение собственного тела.

Ведущий группу рассказывает детям, что в зеркале мы видим свое отражение с точностью до наоборот. Так, если, смотрясь в зеркало, человек поднимет правую руку, то его отражение поднимет левую руку. Если человек закроет левый глаз, то его отражение закроет правый глаз. После этого устраивается соревнование, в котором побеждает тот, кто смотрясь в зеркало, ни разу не ошибется, определяя и называя, какая сторона (правая или левая) зеркального отражения отвечает на те или иные движения самого ребенка.

 

 

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/09/temy-i-konsultatsii-logopeda-dlya-pedagogov-dou-i-roditeley

свернуть

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Работа не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму. Основная ЗАДАЧА — РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:

Двигательной области коры головного мозга:

формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

формирование зрительно-моторных координации.

Речевой области коры головного мозга:

формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.

Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.

Пространственных ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Формирование навыков учебной деятельности:

  • умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
  • умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Поэтому ЗАНЯТИЯ, В КОТОРЫХ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ МЕЛКИЕ ГРУППЫ МЫШЦ, УТОМИТЕЛЬНЫ, И ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ИХ СМЕНУ, ограничивать длительность и нагрузку.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях мы проводим, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.

Такая « межполушарная специализация» — явление не врожденное, а вырабатываемое. Все зависит от конкретной направленности развития способностей личности в процессе воспитания с раннего детства.

Для развития, совершенствования деятельности обоих полушарий мозга требуется длительное время, но именно с этим связаны трудности пространственно-временной ориентации. Трудности усугубляются обилием вводимых педагогом понятий, терминов пространственных отношений, недостаточно подкрепленных практикой и жизненным опытом ребенка.

Чтобы ребенок в дальнейшей практической и учебной деятельности не испытывал затруднений, ощущения собственной неполноценности и аффективных реакций (тревога, агрессивность, отказ выполнять задания), мы стараемся предупредить формирование механизма таких затруднений. Этому помогают доброжелательность, внимание, чуткость со стороны взрослых, положительная оценка стараний ребенка. В конце каждого занятия первого раздела дети рисуют на свободном пространстве раздаточного листа. Таким образом соблюдается смена деятельности ребенка, поддерживается интерес к занятиям, закрепляются пространственные ориентиры, признаки и отношения, значимость пространственного положения предметов. С большим удовольствием дети рисуют, используя цвет, выражают свои чувства, мысли, переживания от увиденного и услышанного. У них есть возможность высказать свое отношение к тому, что они уже знают и что узнали нового, выразить эмоциональное отношение к этому. Рисование в конце занятия снимает напряжение и дает возможность расслабиться.

В процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты.

Чаще всего дети рисуют крупно, размашисто. Психологи называют такое рисование «почеркушки». Педагогу понадобится много усилий, чтобы формирование зрительно-моторных координации проходило правильно. Поэтому так много в первом разделе данного пособия предварительной работы. Ведь даже нарисовать правильно точку многие дети, особенно домашние, не умеют. Именно поэтому предлагается сначала крупное рисование в рабочих листах, крупные цифры в крупных клетках. Очень осторожно вводим понятие нового рабочего поля — клетка. На этом этапе работа трудна. Она требует собранности, сосредоточенности, организованности. Через умение выполнять крупные движения карандашом (ручкой, фломастером) из занятия в занятие достигается необходимая стабильность двигательного акта письма. Этим процессом отрабатывается ровная расстановка цифр. Только затем вводится мелкое написание и мелкая клетка.

Такая постепенность правильно формирует моторные навыки, зрительные координации, а в дальнейшем служит хорошей основой для формирования скорописи письма.

Приемы и методы, используемые на занятиях: игра (как основной прием в дошкольном возрасте), наглядный, практический, словесный методы; наблюдение, собеседование, тестирование, анализ результатов деятельности; учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка, эмоционально-положительный настрой, — позволяют педагогам не допускать нарушений неврологического характера, аффективных потрясений детского организма.

 

 Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/09/temy-i-konsultatsii-logopeda-dlya-pedagogov-dou-i-roditeley

 

свернуть