Заместитель заведующего по ОД

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ

Просмотреть

Скачать документ_Metodicheskie rekomendacii_размером 37,7 Кб

свернуть

Консультация "Ранняя профориентация дошкольников"

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.

Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Значит, мы хотим, чтобы дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.

Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

 - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

         Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе специально-организованной деятельности, в нерегламентированной деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе взаимодействия  с семьёй.

Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям:

  1. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
  2. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе (предприятии, учреждении). Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых, способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Одна экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».

  1. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

      Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

 -создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

 - подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; - подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»);

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

 - выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;

- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

 - оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

 - материалы для сюжетно-ролевых игр.

свернуть

Консультация «Методы ознакомления детей с миром профессий с учетом социального окружения»

В последнее время утрачивается ценность труда для молодого подрастающего поколения. Признаком «успешности» человека молодёжь считает наличие денег, а то, что эти «деньги» должны зарабатываться, ими не осознаётся. Так как в современном мире детей воспитывают лишенные цензуры СМИ, герои фильмов, ток-шоу, сериалов, где авторитетами и героями времени становятся представители семейств со сверхдостатком.

На самом же деле, истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых.

Для того чтобы воспитать у детей нравственные качества, такие как уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.

«Ранняя» (детская) профориентация должна проводиться заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы знакомства детей с миром профессий, учитывая социальное окружение и возраст воспитанников:

  1. Словесные (беседы, чтение художественной литературы);
  2. Наглядные (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, экскурсии, рассматривание картинок, иллюстраций, гость группы);
  3. Практический (эксперименты с различными материалами, опыт, хозяйственно-бытовой труд);
  4. Игровой (сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, дидактические игры) и т.д.

Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. Именно за свой труд,  взрослые получают деньги.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых-наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений.

Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, проводятся беседы.

Например:

1) Экскурсия в банк и беседа с представителем банка.

Дети  узнают: что такое инкассаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, пластиковая карточка.

2) Экскурсия в медицинский кабинет и беседа с медсестрой.

Дети узнают, что хранится в медицинском кабинете; чем занимается медсестра: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок; форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.

Приглашение гостя

Ещё один способ знакомства с профессиями взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей.

Пожарная машина на территории детского сада и знакомство с настоящими пожарными произведут на детей неизгладимое впечатление.

Наблюдения

Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Целенаправленные наблюдения, знакомящие детей с профессией и трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Так, например, наблюдая за работой дворника, уборщика, помощника воспитателя ребенок учится уважать труд взрослого, начинает понимать, что нельзя мусорить, устраивать беспорядки.

 Игра как средство знакомства с профессиями взрослых.

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

Рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети.

Но сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милицейского, не смогут разыграть роль милицейского.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

- получения сведений о профессиях от родителей;

- воспитателей детского сада;

- от сверстников и детей более старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми.

Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра.

Одно из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного "тонуса" игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжится при понижении интереса ребят.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Во 2 младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Детские писатели создали значительное количество произведений о профессиях. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по-своему.

Структура сюжетно – ролевой игры и игры – драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной – из книжки.

Требования к литературному произведению для драматизации:

  1. Литературное произведение должно быть доступно и понятно детскому опыту. Герои близкие по настроению, переживаниям;
  2. Образность произведения (яркие образы героев и эпизоды);
  3. Наличие монологов и диалогов;
  4. Динамичность развития сюжета (быстрая смена событий, конфликт, борьба добра и зла).

С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие произведения.

Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Что кому нужно для работы".

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

  1. Игры с предметами
  2. Настольно – печатные игры
  3. Словесные игры

1) Игры с предметами

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используют такие игры с предметами: "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

2) Виды настольно – печатных игр:

  1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
  2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
  3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
  4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
  5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного другим детям, а они определяют, представитель какой профессии так выглядит и выполняет данные действия и др.

3) Словесные игры

Они построены на словах и действиях играющих. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

Так же эффективным будет использование педагогами нетрадиционных методов, таких как:

  • Творческое моделирование

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Использование технологии моделирования оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей; что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.

В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком (кодирование, схематизация и т. д.).

  • Проектирование

Метод проектов – можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанном на взаимодействии педагога,  воспитанников и их законных представителей; способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.

  • Интерактивные игры

Интерактивная игра — это активная обучающая игра, основным методом проведения которой является интервенция т. е вмешательство, а также процесс социального взаимодействия участников игры с компьютером, планшетом, доской и т. д.

  • Квест – игра

Квест-игра - это приключенческая игра, в которой есть сюжет, задания, цель и загадка, которую необходимо разгадать.

  • Использование лэпбуков

Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с малышами.

  • Виртуальные экскурсии

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

 

 

 

 

 

 

свернуть

Консультация «Использование метода моделирования в процессе формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

Знание и соблюдение правил безопасности только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства, которые нужно четко знать и выполнять. Поэтому цель такой работы научить дошкольников оберегать и защищать себя, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Актуальность формирования культуры безопасного поведения в быту у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно предотвратить причины ее возникновения. Поэтому задача взрослых — подготовить ребенка к встрече с различными жизненными обстоятельствами, обучению адекватным, осознанным действиям в разных ситуациях.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования. Так что же такое модель и моделирование? Моделирование в ОБЖ – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей, основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы, способствует запоминанию полученной информации, является обобщённым отражением знаний.

Под моделированием ситуации (или ситуативно-имитационное моделирование) понимается процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели, с целью понять различные стратегии поведения в ней. Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Это важно для накопления опыта безопасного поведения.

 Для осуществления метода важно учитывать специальные условия:

- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

- отбор доступного детям содержания информации для усвоения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге;

- организация развивающей среды, способствующей интеграции различных видов детской деятельности;

- предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;

- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

- поддержание адекватного эмоционального фона.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности.

Полученные знания детей закрепляются во всех видах детской деятельности. Выбор ситуации зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах

Проблемы, которые ставятся перед детьми на занятиях и в повседневной жизни заставляют ребенка не только логически мыслить, анализировать, обобщать, но и обучают, как нужно поступить, чтобы не навредить своему здоровью, какие использовать меры безопасности попав в ту или иную ситуацию.

Метод моделирования можно использовать как в специально-организованной, так и в нерегламентированной деятельности. Например, можно моделировать такие ситуации как «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (пешеходный переход, светофор, «островок безопасности»)

Ситуации: «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Моделирование таких ситуаций, как «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации.

Кроме того, необходимо обсуждать с детьми и  возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»

Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть или смоделировать разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.

С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать??..., подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия.

Моделирование дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Огромное место при использовании метода моделирования имеет иллюстрированный материал. Например, специально изготовить схему-макет кухни и комнаты, где разыгрывать ситуации опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезать из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника и др.

Вариант разыгрывания ситуации: В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак

Х – нельзя пользоваться.

! – осторожно пользоваться.

По итогам моделирования важно вспомнить вместе с детьми правила безопасности:

  • Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.
  • Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во- вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
  • Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда.

По такому же типу целесообразно научить детей составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками», использовать мнемотехнику, мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация с целью подведения детей к формулированию правил безопасного поведения. Используя опорные схемы, дети самостоятельно добывают информацию, проводят исследование, применяют полученные знания и правила на практике. Тем самым у детей обобщаются и закрепляются знания о различных экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении.

Например: «Какое место подходит для купания?» Детям дается несколько вариантов:

  • крутой берег,
  • быстрое течение,
  • поваленные деревья,
  • пологий берег, песчаное дно,
  • прибрежные водоросли

Детям предоставляется возможность выбрать вариант и порассуждать вслух.

В результате дети учатся мыслить, анализировать ситуации, а самое главное формируются правила безопасности, которые ребенок запомнит и будет их применять в жизни.

Моделирование, проигрывание ситуаций, а так же элементы поисково- исследовательской деятельности делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Проживание ребенком смоделированной ситуации, позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

свернуть

Консультация «Использование технологий визуализации в процессе формирования у детей навыков безопасного поведения»

Формирование навыков безопасного поведения – процесс длительный и не простой. И существует, как известно, большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении.

 Визуализация является одной из эффективных технологий активизации обучения детей дошкольного возраста, образовательное значение которой достаточно велико и отвечает современным требованиям. Также это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается детьми, если есть опора на зрительный образ. Образовательный процесс, строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Метод наглядности является одним из ведущих методов в обучении детей дошкольного возраста. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты. Технологии визуализации помогают воспитанникам правильно организовывать и анализировать информацию, позволяют легко запоминать новый материал, развивают критическое мышление, способствуют развитию воображения и фантазии, активизируют познавательный интерес, развивают способности к анализу и сравнению, помогают связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте. Диаграммы, схемы, рисунки, карты памяти способствуют усвоению больших объемов информации, делают процесс запоминания легче, способствует быстрому запоминанию и осмыслению нашими воспитанниками изучаемого материала.

К средствам и технологиям визуализации можно отнести:

- мультимедийные презентации, видеоролики, видео-этюды;

- интерактивные плакаты, каалендари;

- интеллектуальные карты;

- кроссенсы, инфографика, коллажи;

- игровые пособия по технике скрайбинг;

- таймлайн;

- фотоматериалы;

- лэпбуки;

- дидактические игры (на интерактивной доске);

- творческие задания (по опорным картинкам) (н-р: "Составь сказку");

- акции «За безопасность вместе!», выставки творчества;

- организация предметно - пространственной развивающей среды.

Технология  «Кроссенс»  позволяет:

- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- формировать у детей умение классифицировать и обобщать предметы, явления;

- развивать зрительное восприятие;

- формировать умение определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

- формировать у детей умение  анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

- развивать логику;

- развивать образное мышление;

- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

- развивать смекалку, тренировать внимание

Этот метод разработан Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко.

Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом кроссворд, которое в переводе с английского означает - пересечение слов.

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение которого связано с предыдущим и последующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из нескольник ячеек, в центре таблицы пустой квадрат. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Решить кроссенс – это разгадать символ, который находится в центральном квадрате.

Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

Дошкольникам старшей группы 5-6 лет предложите для разгадывания кроссенсы с полем из двух, а затем – из четырех квадратов. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой.

Для начала работы, необходимо определение темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей. Например, кроссенс «Пожарная машина» состоит из нескольких картинок: красная машина, мигалка, пожарный. Детям предлагаю отгадать, что получится если сложить все картинки. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений.

 

Инфографика в УДО - новый тренд в мнемотехнике.

Цель инфографики - совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, символами, а также передача данных в кратком и необычном виде.

Принципы создания инфографики: наглядность, актуальность, лаконичность, образность, последовательность и, конечно, эстетичность.

С целью информирования воспитанников можно использовать инфографику, а именно статичную или печатную инфографику, например:

«ПДД», «ОБЖ». Инфографику используем в ходе организации занятий, бесед, проблемных ситуаций и т.д.

Коллаж — это интересный прием в искусстве, позволяющий соединить

в одной композиции несколько разнородных элементов (фотографии и т.д). Коллажи используют в процессе занятий, игр, бесед, познавательно-практической и художественной деятельности.

 

         Техника скрайбинг – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Можно использовать в

работе скрайбинг – аппликация (на лист бумаги или любой другой фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие звучащему тексту) и скрайбинг магнитный (похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску). Сюжеты для скрайбинга  можно взять в образовательной области «Художественная литература». (сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Теремок», «Красная шапочка» и другие).

Интерактивные плакаты

Плакат — это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т. п. Важно то, что плакат по своей сути — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала.

Интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, имеющее интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук.

 

Интеллектуальные карты

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

- Они учит выделять главное, обобщать, систематизировать.

- Они развивают память, мышление, воображение.

- Интеллект – карты просто нарисовать.

- Можно запомнить быстро и качественно много информации.

Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок.

Правила создания интеллект - карт:

- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

- Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

 

- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово (картинка).

 

Таймлайн - инструмент для группировки информации в хронологической последовательности. По сути таймлайн представляет собой вертикальную или горизонтальную линию, на которой отмечают по времени разные элементы. Этот инструмент: дает понимание хронологии и периодизации; способствует развитию навыка работы с информацией; позволяет делать широкие обобщения для лучшего восприятия темы; помогает представить данные наглядно.

Запомните! Современные техники визуализации способны заинтересовать детей дошкольного возраста и вовлечь их в образовательный процесс.

 

 

 

Источники:

  1. Волкова, Н. А. Разработка и использование интерактивных плакатов.

URL https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/11/28/master-klass-

razrabotka-i-ispolzovanie-interaktivnyh-plakatov

  1. Драхлер Б. А. Сеть творческих учителей/ Драхлер Б. А., Методическое

пособие.Москва. «Бином. Лаборатория знаний» — 2008

  1. Интерактивность. URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивность
свернуть

Консультация «Особенности организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста по реализации компонента «Безопасность жизнедеятельности» образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования»

Обучение дошкольников основам безопасности осуществляется в ходе познания окружающего мира. Поэтому очень важно рассматривать предметы и явления не только в аспекте их пользы или вреда, опасности или безопасности для ребенка, а подходить комплексно, с разных позиций, используя различные  способы познания. Тогда в будущем дети сами научатся оценивать объекты, ситуации, явления, выделяя в них все возможные положительные и отрицательные (потенциально опасные) стороны, и принимать правильные решения.

В учебной программе дошкольного образования ставятся задачи сформировать социальный опыт, личностные качества ребенка на основе его включения в систему социальных отношений  в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста формируются представления о значимости безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; правилах пожарной безопасности; правилах общения с незнакомыми людьми на улице и др.

Образовательный процесс с воспитанниками строится с учетом их возрастных особенностей, с опорой на ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности – игру, на основе интегрированного подхода в обучении, в условиях преемственности между дошкольным и первой ступенью общего среднего образования.

Для каждой возрастной группы воспитанников существует свой арсенал методов, приемов, форм организации образовательного процесса по формированию основ безопасности поведения. Он постоянно совершенствуется, дополняется современными образовательными технологиями. Их выбор зависит от возраста детей и уровня профессиональной компетентности педагога.

Реализация задач формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в условиях учреждения дошкольного образования происходит в специально организованной и нерегламентированной деятельности.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

Освоение правил безопасного поведения детьми четвертого года жизни осуществляется  в процессе тесного, эмоционально насыщенного, комфортного для ребенка общения со взрослым. В 3-4 года дети очень эмоционально восприимчивы, впечатлительны, ранимы, у них уже ярко проявляется чувство эмпатии. А механизм «эмоционального предвосхищения» практически не развит, поэтому трехлетний ребенок не может заранее в полной мере оценить последствия своих действий, поступков. 

Несмотря на возрастающий уровень любознательности, жизненный опыт. Запас сформированных представлений о предметах, явлениях окружающего мира у детей данного возраста невелик. Задача педагога – четко определить содержание работы с детьми в соответствии с учебной программой дошкольного образования, при этом максимально интегрировать освоение правил безопасности и повседневную деятельность.

Основное содержание работы с детьми данного возраста можно представить следующими темами: «Правила безопасного поведения в группе», «Правила безопасного поведения на участке детского сада», «Правила безопасного поведения на улице (дороге)», «Пожарная безопасность», «Правила общения с незнакомыми людьми», «Правила поведения на воде», «Здоровье ребенка».

В совместной с педагогом деятельности в процессе организованного взрослым общения, наблюдения за природными объектами ближайшего окружения, рассматривания предметов рукотворного мира, элементарного экспериментирования, чтения и рассказывания произведений художественной литературы, инсценировок проблемно-игровых ситуаций с помощью игрушечных персонажей   дети постигают азы безопасности. Полученные представления отражают в игре, художественной деятельности.

Важным методом обучения в этом возрасте является подражание действиям взрослых. Выполнение правил безопасности для взрослых, находящихся рядом с ребенком, должно быть обязательным, т.к. взрослый – пример для подражания.

Планируя образовательный процесс во второй младшей группе по формированию основ безопасности жизнедеятельности, педагоги должны помнить о необходимости систематического повторения пройденного  материала по каждой теме, закрепления полученных знаний, умений в различных видах детской деятельности.

Рекомендуемые методы и приемы работы: игровая ситуация, беседа с рассматриванием иллюстраций, рассказ воспитателя с демонстрацией иллюстраций, проблемная ситуация, пальчиковая игра, дидактическая игра,  рассматривание макета дороги, чтение  художественных произведений, подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, практическое упражнение, наблюдение, продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование, конструирование).

СРЕДНЯЯ  ГРУППА.

С детьми средней группы эффективно использование такого метода, как совместное решение проблемных ситуаций. При этом целесообразно использовать наглядность, игры-инсценировки, примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Такие особенности развития мышления детей пятого года жизни, как переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, развитие способности моделировать и преобразовывать во внутреннем плане сознания объективный мир, создают предпосылки для использования метода наглядного моделирования. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете. В игровом уголке, а также имитация образцов поведения расширяет возможности педагога эффективно формировать у воспитанников навыки безопасного поведения в различных экстремальных для ребенка ситуациях.

Педагог должен позаботиться о том, чтобы предметно-пространственная среда группы пополнилась необходимыми игрушками, атрибутами для разворачивания сюжетно-ролевых игр «Спасатели», «Пожарные спешат на помощь», «Шоферы» и др., театрализованных игр.  Эффективно использование альбомов для рассматривания по тематике безопасности жизнедеятельности.

В специально-организованной и нерегламентированной деятельности в средней группе целесообразно использовать сказочных персонажей. Одни герои могут обучать детей правилам безопасного поведения, другие – попадают в беду и просят помощи (дети обучают их, демонстрируя свои знания и навыки), третьи – приходят в гости к ребятам, чтобы поиграть с ними.

Педагогу следует помнить, что содержание представлений, умений воспитанников должно точно соответствовать программным задачам. Возрастным и индивидуальным особенностям детей. Важно так построить общение с ними, чтобы убедить выполнять правила безопасности (например, не брать спички) и при этом не вызвать  нездоровый интерес к опасным предметам.

К концу обучения в средней группе воспитанники должны знать:

- номера телефонов служб милиции, МЧС, скорой помощи;

- уметь набрать нужный номер.

Иметь представления о:

- возможных вариантах поведения, общения с незнакомыми людьми;

- правилах дорожного движения (переход улицы);

- правилах пожарной безопасности;

- правилах безопасного использования орудий труда и др.

СТАРШАЯ  ГРУППА.

В старшей группе продолжается системная работа по формированию у воспитанников представлений о правилах безопасного поведения и навыков их выполнения. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы основы безопасного поведения у ребенка формировались в тесном переплетении с системными представлениями об окружающем мире, о себе. Своем здоровье и возможностях его сохранения и укрепления.

Учебная программа дошкольного образования ставит перед педагогом задачи «сформировать у воспитанников представления о правилах дорожного движения; безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, при встрече с бездомными животными и т.д.».

Определяя спектр методов и приемов в работе с воспитанниками по реализации программных задач, педагог должен отдавать приоритет тем методам, которые позволяют организовать личностно ориентированное взаимодействие с детьми, субъект-субъектное обучение, с активным использованием приемов самообучения и саморазвития.

Педагогу важно создать условия для развертывания сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, продуктивной деятельности, чтобы дети могли закрепить полученные знания и «отработать» в игровой ситуации навыки безопасного поведения.

С детьми 5-6 лет  расширяются возможности применения проектного метода в формировании основ безопасности жизнедеятельности. Метод проектов значительно повышает интерес воспитанников к собственной безопасности, активизирует поисковую, исследовательскую деятельность, что делает приобретенные умения и навыки более прочными и практикоориентированными.

Начинаются проекты, как правило, со специально созданной игровой ситуации и постановки проблемы. Дети вместе ищут пути решения, планируют совместно со взрослым исследования, разрабатывают в игровой форме «спасательные операции»…  Дети вместе с педагогами и родителями выполняют проектные задания, презентуют в различных формах результаты совместной проектной деятельности.

Особенно ценными для детей старшей группы является приобщение их к исследовательской деятельности. Примерные темы исследовательских работ: «Пожароопасные ситуации в квартире», «Чем можно потушить огонь?», «Где опасно?» и др.

Педагоги в старшей группе активно используют в работе с детьми конкурсы, игры-эстафеты, викторины. Эти формы позволяют детям не только проявить способности, показать знания, умение мыслить, рассуждать, делать умозаключения, но и научиться работать в команде, подчиняться правилам, слушать сверстников, оценивать свою работу.

Планирование работы по ОБЖ

При планировании и организации работы по ОБЖ необходимо соблюдать следующие принципы:

  • принцип полноты: содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
  • принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можно работать тематическими циклами. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предугадать всех спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. От педагога может потребоваться: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы и т.д.
  • принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала.
  • принцип возрастной адресованности.
  • принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры).  Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
  • принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

 

Источник:

  1. Учебная программа дошкольного образования для учреждения дошкольного образования с русским языком обучения, 2022;
свернуть

Консультация «Использование компьютерной презентации в процессе ознакомления детей с трудом людей разных профессий»

Использование информационно-компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Современная ситуация в новом информационном пространстве диктует свои требования к педагогам. Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения детей дошкольного  возраста. В отличие от обычных средств обучения, информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере развития детей, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка, позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных представлений, но и, очень актуально - учат самостоятельно приобретать новые знания.

      Компьютерная презентация используется в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования  как средство обучения, в которое интегрированы информационные объекты различных типов: звук, текст, изображение. Это придает им развивающий характер, так как появляется возможность интеграции разных видов искусства (анимации, графики, музыки, дизайна), что позволяет создать образ, близкий субкультуре современных детей. Презентации привлекают внимание детей, вызывают огромный интерес, стимулируют познавательную активность, в связи  с чем повышается качество и эффективность обучения, внимание детей концентрируется более долгое время.

Эффективность презентаций зависит от качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога. Презентация выступает как средство педагогического  процесса.

Содержание презентации  определяется  содержанием  той формы организации образовательного процесса (занятия, воспитательного мероприятия, выступления и т.д.), где она используется. Поэтому при оценке содержания презентации, прежде всего,  учитывается соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия.

Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов. То есть каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или  графические  элементы, для детей дошкольного возраста изображения, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.

Для уменьшения доли избыточной информации необходим тщательный отбор содержания.

Не стоит заполнять 1 слайд слишком большим объемом информации. Помните, что ребенок моментально не может все запомнить, поэтому на слайде не используйте более 2-3 картинок.

Для фона лучше  использовать светлые тона.

Помните, чем больше помещение и удаленнее зрители (дети) от экрана, тем крупнее должна быть картинка.

   Необходимо, чтобы была четкость, качество исполнения самих фотографий или рисунков;

 соответствие фотографий, рисунков (как зрительного ряда) текстовому содержанию (фото и рисунки необходимо подписывать);

Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на  понимание  содержания занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия).

Анимации и эффекты

Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно- же интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.

Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание.

Понимание  закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.

С помощью анимации создается модель какого-либо процесса (пекарь печет, пилот управляет самолетом, кондитер делает конфеты), явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д.

Помните, презентация сопровождает речь педагога, но не заменяет ее. Демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей, поэтому информация, которая дается педагогом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, ибо другое все равно не будет восприниматься.

Обратите внимание на то, что любой информационный кадр (страница, слайд) воспринимается сначала как образ, независимо от его истинной природы.

   Использование презентации способствует :

- дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности мультимедийных эффектов (движения, звук, мультипликация);

- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

- презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

- возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде;

- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

 

свернуть

Консультация «Жестокое обращение с ребенком в семье»

  1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
  2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?
  3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
  4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

 

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Формы жестокого обращения с детьми:

- физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);

- сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);

- психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера). Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

- пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие:

- боязнь физического контакта с взрослыми;

- стремление скрыть причину травм;

- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

Сексуальное насилие:

- кошмары во сне, страхи;

- не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;

- стремление полностью закрыть свое тело;

- депрессия, низкая самооценка.

Психическое насилие:

- постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

- различные соматические заболевания;

- беспокойство, тревожность, нарушения сна;

агрессивность;

- склонность к уединению, неумение общаться;

- задержка физического, умственного развития;

- плохая успеваемость;

- нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

- задержка речевого и моторного развития;

- постоянный голод;

- кража пищи;

- требование ласки и внимания;

- низкая самооценка, низкая успеваемость;

- агрессивность, импульсивность;

- сонный вид и утомленность;

- санитарно-гигиеническая запущенность;

- отставание в физическом развитии;

- часто вялотекущая заболеваемость;

- антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

  • создание доверительно-делового контакта с родителями;
  • участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
  • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).

Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

- ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

- ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;

- ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

- у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

- ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

- ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

- ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

- ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

- ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

- у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

  • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
  • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
  • объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
  • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;

— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).

 

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

  • реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
  • оградить ребенка от реакции других детей;
  • уделить ребенку максимум внимания;
  • дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

 

 

 

 

 

 

свернуть

Выдержка из "Алгоритм межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье"

  1. Организация межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье

Взаимодействие государственных учреждений социального обслуживания, здравоохранения, образования, органов внутренних дел по оказанию помощи жертвам насилия в семье в Солигорском районе организуется в соответствии с настоящим Алгоритмом межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье (далее - Алгоритм), которым определен механизм взаимодействия должностных лиц, а также порядок действий при оказании помощи жертвам насилия в семье.

Насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Гражданин, пострадавший от насилия в семье - гражданин, который заявил, что в отношении него близким родственником, супругом (супругой), бывшим супругом (супругой) либо иными гражданами, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство были совершены действия физического, психологического, сексуального характера, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

Члены семьи - близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство.

«Кризисная комната» - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания, и предназначено для предоставления гражданам услуги временного приюта.

Цель межведомственного взаимодействия - оказание комплексной, своевременной помощи жертвам насилия в семье.     Участники межведомственного взаимодействия:

  • районный отдел внутренних дел Солигорского районного исполнительного комитета (далее – РОВД);
  • государственное учреждение «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения» (далее - ТЦСОН);
  • учреждение здравоохранения «Солигорская центральная районная больница» (далее - учреждение здравоохранения);
  • управление по образованию и учреждения образования Солигорского районного исполнительного комитета (далее - управление по образованию);
  • управление по труду, занятости и социальной защите Солигорского райисполкома (далее – УТЗиСЗ);
  • Солигорская районная общественная организация РОО «Белая Русь» (с её согласия) (далее - РОО «Белая Русь»).

Задачи межведомственного взаимодействия:

  • профилактика насилия в семье;
  • выявление случаев насилия в семье;
    • мотивирование граждан, пострадавших от насилия в семье, на получение помощи и направление в государственные органы и организации в соответствии с компетенцией;
    • оказание помощи жертвам насилия в семье;
    • организация и проведение информационной кампании, направленной на предупреждение насилия в семье, формирование в обществе нетерпимости к насилию.

Для координации межведомственного взаимодействия на уровне района создается межведомственный совет в составе:

  • представитель ТЦСОН (возглавляет межведомственный совет);
  • представитель УТЗиСЗ;
  • представитель РОВД;
  • представитель учреждения здравоохранения;
  • представитель управления по образованию;
  • представитель РОО «Белая Русь».

План работы межведомственного совета утверждается ежегодно. Заседания проводятся не реже одного раза в квартал. По итогам заседания оформляется протокол. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности межведомственного совета осуществляет ТЦСОН.

 

  1. Порядок действий специалистов управления и учреждений образования

При оказании помощи жертвам насилия в семье органы образования осуществляют свою деятельность в соответствии с:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка»;

Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Выявление насилия в семье учреждениями образования происходит в ходе изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних на начало учебного года и в течение года, при работе педагогических работников с несовершеннолетними и их семьями по социально-педагогическому и психологическому сопровождению.

Информация о лице, пострадавшем от насилия в семье, может поступить в управление по образованию из следующих источников:

  1. от самого лица при самостоятельном обращении в учреждения образования за помощью;
  2. от РОВД, учреждения здравоохранения, ТЦСОН (при наличии в семье несовершеннолетних детей); УТЗиСЗ, иных государственных органов (организаций), общественных объединений и религиозных организаций, от граждан (при поступлении информации о ставших известными фактах домашнего насилия).

В случае, если гражданин сообщает о том, что переживает насилие в семье, работники учреждений образования:

  1. мотивируют жертву насилия в семье на обращение в РОВД для написания заявления о факте насилия в семье;
  2. информируют о возможности получения психологической помощи, услуги временного приюта в «кризисной» комнате и иных видов помощи в ТЦСОН, предоставляют, разработанный ТЦСОН, информационный буклет о государственных органах (организациях), общественных объединениях, религиозных организациях, оказывающих помощь в случае насилия в семье;
  3. мотивируют на подписание информированного согласия;
  4. в случае подписания информированного согласия, указывают на нем свое имя, должность, наименование учреждения образования и отправляют его в тот же день по факсу или с использованием иных средств связи в ТЦСОН. Оригинал информированного согласия в течение трех рабочих дней по почте либо нарочно предоставляется в ТЦСОН;
  5. в любом случае предают жертве насилия отрывной талон к информированному согласию с дополнительной информацией для пострадавших.

При выявлении фактов насилия в семье и наличия непосредственной угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетних детей, управлением и учреждениями образования направляется информация в РОВД о признаках насилия в отношении несовершеннолетнего для принятия мер реагирования.

свернуть

Памятка «Сексуализированное поведение как признак перенесенного сексуального насилия»

До 3 лет дети не осознают факта насилия, подчиняясь взрослому, не понимают значения производимых над ними действий. Ребенок может воспринимать их как неприятные игры. Тем не менее, поведение даже таких маленьких детей в отношении насильника иногда меняется: они избегают контакта с ним, начинают плакать при его приближении, называют «плохим», «страшным». У детей могут быть повышенная тревожность и сниженный фон настроения.

У детей 3-7 лет сексуализированное поведение проявляется как несоответствующие возрасту сексуальные знания, часто сказанные невзначай; рисунки на явно сексуальные темы (например, сцены полового акта); сексуальное взаимодействие с другими людьми (например, сексуальная агрессия по отношению к детям младшего возраста, сексуальные предложения сверстникам или старшим, трение половыми органами о тело взрослого); имитация сексуальных действий с животными или игрушками; открытая, часто повторяющаяся мастурбация или мастурбация при помощи предмета; имитация полового акта и соответствующих звуков.

Игры и фантазии детей могут носить откровенно сексуальный характер (симуляция сексуальной активности в игре, настойчивые прикасания к гениталиям других детей); игры, зачастую с элементами агрессии (вырывание у кукол рук и ног, разрывание одежды). Могут наблюдаться регрессивные симптомы (сосание пальца, энурез, обкусывание ногтей и другие поступки, характерные для более младшего возраста), появляться кошмары во время дневного сна, страхи.

В поведении проявляется агрессивность и импульсивность. Фантазии в играх отличаются скудностью содержания и монотонностью с оттенком сексуальной направленности. В играх такие дети часто перевоплощаются в животных, то есть имеют место элементы деперсонализации. Находясь в образе того или иного животного длительное время, они требуют к себе и соответственного отношения окружающих. Могут отмечаться трудности концентрации внимания, легкая задержка развития познавательных функций.

 

свернуть
поделиться в: