Руководитель физического воспитания
Консультация «Физкультура и ранняя профориентация дошкольников»
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор, что способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.
В практике дошкольных учреждений существует определенная совокупность методов, которые способствуют формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра. Но при этом практически ничего не говорится об ознакомлении с ранней профориентацией в образовательной области «Физическая культура». А ведь подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, включая занятия физической культурой.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, я предлагаю вашему вниманию конспекты образовательной деятельности по физической культуре «В мире профессий»
«Цирк зажигает огни»
Задачи:
- Формировать эмоциональный опыт детей, способствовать элементарному перевоплощению.
- Осуществлять учет половых особенностей детей при обучении основным видам движений.
- Упражнять в лазании по гимнастической стенке, делая правильный захват руками.
- Учить владеть своим телом и саморегуляции напряжения и расслабления.
- Развивать мышечный тонус, подвижность суставов и гибкость позвоночника.
- Познакомить с профессиями артистов цирка.
- Побуждать к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
Оборудование: воздушные шары по количеству детей, подвешенные к потолку; ленточки; гантели; гимнастическая стенка; канат; веера; гимнастические палки; маты; гимнастическая скамейка; обручи разного диаметра; мелкие предметы для перекладывания; мячи по количеству детей; носы и колпаки для клоунов; жилетка для дрессировщика; чалма для фокусника; рисунки – схемы; фонограмма.
Ход
Дети строятся перед входом в физкультурный зал.
Педагог: (расстроенным голосом) Здравствуйте, дети! У нас в детском саду произошла неприятная история. Сегодня к нам должен был приехать цирк и показать свое представление в спортивном зале. Мы для этого все приготовили: красиво украсили зал, приготовили необходимое оборудование, пригласили зрителей. Но цирк не приехал!!! А зрители собрались, и я просто растеряна и не знаю, что делать? Может, вы подскажете? (Дети предлагают свои варианты, инструктор наводит детей на то, чтобы они сами показали цирковое представление)
А вы справитесь? Ну, тогда готовьтесь, а я пойду открывать наше цирковое представление.
Вводная часть
Внимание, внимание!
По вашему велению
Мы начинаем представление!
Ровным кругом друг за другом
Мы пойдем за шагом шаг.
Стать спортивным и упругим
Приглашаем всех ребят!
- «Парад – алле» — ходьба по кругу друг за другом спортивным маршем.
Вот семейство акробатов
На носках идет, на пятках.
- «Акробаты» — ходьба на носках и на пятках друг за другом.
Вот воздушные гимнасты
Гимнастической ходьбой
Продвигаются изящно
По арене цирковой.
- «Гимнасты» — ходьба гимнастическим шагом, руками произвольно совершать плавные движения.
Вот идут широким шагом
Наши чудо – силачи.
Им доступно одним разом
Гнуть подковы – калачи.
- «Чудо – силачи» — ходьба широким шагом по кругу, руками (согнуты в локтях) изображая силачей.
По арене скачет конь,
Рыжий гребень как огонь.
Гордо гривой машет он,
Настоящий чемпион.
- «Цирковые лошадки» — бег с высоким подъемом коленей, переходящий в обычный бег (1, 5 мин).
Парад – алле завершается,
Представленье начинается.
- Ходьба спортивным маршем, по ходу движения девочки берут ленточки, мальчики – гантели. Перестроение в три колонны.
Уважаемые зрители перед началом представления цирковым артистам необходимо провести разминку.
Основная часть
Общеразвивающие упражнения (девочки с лентами, мальчики – с гантелями)
(музыкальное сопровождение по выбору инструктора)
Дети перестраиваются в колонну по одному, затем в шеренгу.
Основные виды движений
(По принципу круговой тренировки, с использование рисунков схем.
На схеме желтого цвета – задания для девочек, на зеленой – для мальчиков)
- «Воздушные гимнасты» — вис на гимнастической стенке: девочки – «Лягушка», мальчики – «Уголок».
- «Канатоходцы» — ходьба по канату прямо, удерживая равновесие: девочки – с веерами, мальчики с палками.
- «Эквилибристы» — девочки – «Ласточка» на гимнастической скамейке, мальчики – полушпагат.
- «Номер с обручами» — вращение обруча: девочки – на талии, мальчики – на руке.
- «Озорные обезьянки» — упражнение для профилактики плоскостопия: перекладывать ногами мелкие предметы.
Вот жонглеры всех ловчей
Совершают чудеса:
Сразу несколько мячей
Отправляют в небеса
«Жонглеры»(фронтально) – одновременное перебрасывание мячей друг другу стоя в шеренгах, двумя руками из-за головы.
На арену выходит дрессировщик со своими собачками, но собачки сегодня расшалились и не хотят слушаться
Подвижная игра «Дрессированные собачки»
Выбирают водящего (дрессировщика). Он встает в середине зала. Остальные – дрессированные собачки. По сигналу дети начинают ходьбу по периметру площадки с произнесением слов:
Мы веселые собачки очень любим мы играть
Чтоб в игре не выбывать, надо друга выручать.
После слов начинается бег с ловлей и увертыванием. После того как «дрессировщик» коснулся игрока рукой, тот останавливается и принимает положение «ноги шире плеч, руки на пояс» и ждет, когда кто-то из детей его выручит – проползет под ним. После этого он может продолжать бегать. Нельзя пятнать «выручающего».
Примечания: девочки могут выручать только девочек, мальчики – только мальчиков.
На арене шум и гам,
Это клоуны Бим и Бам.
Так потешно выступают,
Много шуток, песен знают.
Малоподвижная игра «Клоун»
Выбирается клоун, он стоит в центре арены, все участники, взявшись за руки, идут по кругу и произносят следующие слова:
Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе, по чужой полосе.
Там чашки, орешки, медок, сахарок – Молчок!
После последнего слова все должны замолчать. Клоун старается рассмешить игроков забавными движениями. Тот, кто рассмеется или что-нибудь скажет, выходит из игры.
Заключительная часть
Педагог : Наше представление подходит к концу, а мы еще не видели самого волшебного артиста цирка. Кто это? Фокусник! Дети, а можно фокусником буду я? Но мне необходима ваша помощь. Вы должны сесть по-турецки, выпрямить спину, делать глубокий вдох носом и медленно выдыхая дуть на шарик.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»
Во время выполнения гимнастики инструктор в костюме факира показывает фокус с протыканием воздушного шарика.
Релаксация
Педагог: Ура! Фокус получился! (завораживающим голосом) А, сейчас вы закроете глаза, расправите плечи, медленно опустите голову. Почувствуйте, как ваше тело наливается теплом, светом, добром. Запомните это ощущение. На счет три вы откроете глаза. 1 – 2 – 3 (в это воспитатель срезает шары, подвешенные к потолку) на детей падают воздушные шары. Каждый берет себе по шарику.
Цирк закончился! Ура!
Спасибо, вам мои, друзья!
В заключительный парад
Приглашаю дошколят!
Дети с воздушными шарами под веселую музыку проходят по залу и уходят в группу.
«Мы – спасатели»
физкультурный досуг
Цель: продолжать закреплять представления детей о профессии спасателей.
Задачи:
- совершенствовать двигательные умения и навыки;
- формировать координацию и согласованность движений различных частей тела;
- формировать потребность в ежедневных физических упражнениях, в здоровом образе жизни;
- воспитывать интерес и уважение к труду спасателей.
Оборудование: ориентиры, бруски деревянные, обручи, бинты, бруски деревянные, носилки, ложки, емкости под воду, мячи, куклы.
Ход образовательной деятельности
Дети свободно располагаются на площадке, инструктор загадывает детям загадки:
В белоснежном он халате
Лечит всех больных в палате.
Если вдруг беда случится,
То на "скорой" он примчится.
Знает всю он медицину,
Все лекарства и вакцины. (Врач, доктор)
Могут днем и даже ночью
Его вызвать очень срочно.
Если что-то загорится,
Он сейчас же к вам примчится!
Он недавно из огня
Вывел первоклашек.
До чего бесстрашен! (Пожарный)
Папа у меня — герой!
Ходит в форме, с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по "02" звоните,
Папу моего зовите! (Милиционер)
Если где-то наводненье,
Извержение вулкана,
Взрыв, обвал, землетрясенье, -
Будет папа неустанно
Пострадавших выручать
И в беде им помогать. (Спасатель)
Педагог: Молодцы, дети, вы отлично справили отгадали все загадки. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности. Иногда опасность, угроза здоровью подстерегают нас в повседневной жизни. Если люди, животные попали в беду, кто приходят им на помощь?
Кто такие спасатели? (ответы детей). Предлагаю вам вступить в ряды юных спасателей
Чтобы спасатели могли справиться со своей работой, они должны быть сильными, выносливыми, вести здоровый образ жизни, много тренироваться, заниматься спортом и обязательно свой день начинать с зарядки.
Комплекс ритмической гимнастики «Делайте зарядку»
Педагог: А вот теперь мы приступаем к настоящим испытаниям!
Мне поступил сигнал о том, что девочка Маша не может вернуться домой. Она пошла гулять, перешла по мостику через речку, а когда стала возвращаться домой, мост сломался.
Спасатели, ваша задача – построить мост, соединяющий два берега, и перевести Машу с одного берега на другой.
- «Переправа через речку»— дети из брусков выкладывают мост и переносят по нему куклу.
Инструктор: Молодцы, ребята! Маше помогли – переправили ее с одного берега на другой. А теперь проверим, сможете ли вы так ловко переправить с одного берега на другой своих друзей.
- «Перевези друга»— первый участник бежит в обруче, берет другого участника, переправляет его на берег, сам остается на берегу, а товарищ бежит за следующим и т. д.
Инструктор: Ребята, спасатели должны не только быстро бегать и быть ловкими. Они должны еще своевременно оказать первую помощь. Сейчас посмотрим, сможете ли вы, как настоящие спасатели, оказывать первую помощь
- «Забинтуй руку»— команды делятся пополам. Одной половине вручается бинт, второй – повязка. Одна половина должна забинтовать руку второй половине, наложив повязку.
Инструктор: А, сейчас вы должны будете справиться с заданием посложнее.
Представьте, что случилось беда и вам надо на носилках перенести раненого. Как думаете, справитесь с этим заданием? Сейчас проверим.
- «Перенеси куклу»-дети разбиваются на пары и переносят куклу на носилках.
Педагог: А теперь хочу спросить вас, если вдруг случился пожар, без чего никогда не обойдутся пожарные? Конечно же без воды.
- «Перенеси воду»— ложкой переносит воду из одной емкости в другую.
Педагог: Все спасатели должны быстро двигаться. Сейчас мы проверим, быстрые вы или нет. А испытать вас на быстроту и ловкость мне помогут мячи.
- «Самые быстрые»— бег с преодолением препятствий с мячом в руках.
Педагог: Вот и подошли к завершению наши испытания. Все вы показали свою силу, ловкость, удаль. Молодцы!
Все дети награждаются значком «Юный спасатель»
Консультация «Гражданско-патриотическое воспитание детей средствами физической культуры»
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Известна истина: что заложено в человеке, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Родины. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Безусловно, это очень сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков.
Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Так, отбор материала и систематизацию знаний детей следует осуществлять с учетом уровня умственных способностей дошкольников, развития их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д.
Данная работа включает целый комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу («Путешествие по родному краю»);
Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому («Где спит солнышко», «Поможем лисёнку найти маму»);
Воспитание уважения к труду людей («Что нам осень принесла», «Бульба –хоп! Бульба-хэй!», «Теремок», «Як курачка пеуника ратавала», «Мы-стоители», «Служба – 101»);
Развитие интереса к традициям своего народа «Гуканне вясны», «Масленица», «Краина казак и прыгод», «Восеньски кирмаш»);
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины( «Бравые солдаты», «Путешествие по Минску»)
Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям («Вечер народных подвижных игр»);
Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, т.к. будущие граждане должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.
Спортивно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга. Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты. Однако существует ряд проблем, а именно: - недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы учреждения; - недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:
- Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. 2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость. 3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных» («Снайперы», «Сапёры», «Радисты», «Кавалеристы», «Срочное донесение», «Артиллеристы» и др.), сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей («День защитника Отечества»). Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Интересны совместные спортивные праздники: «Быстрые, ловкие, смелые», «Будем в Армии служить!», «Служу Отечеству!» и т.д. Такие качества, как сила и ловкость, необходимые будущим защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У детей появляется желание учиться метать в цель, прыгать, бегать на лыжах, маскироваться, разбивать палатки. Цель – обогащение опыта социально-значимой деятельности взрослых и детей, привлечение дошкольников к работе по возрождению, сохранению культурных, духовно-нравственных ценностей.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Список литературы
- Учебная программа дошкольного образования.-Минск: НИО, 2022 .
- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет.сада / сост. А.В. Кенеман. – Москва: Просвещение, 1989